Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хаксли олдос

Энциклопедический словарь

Ха́ксли Олдос - Гексли (Huxley) (1894-1963), английский писатель. Внук Т. Г. Гексли. Интеллектуальные романы «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932) и «Обезьяна и сущность» (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни. Смятение и тревога за будущее человечества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности - в романе «Гений и богиня» (1955), мистицизм, исповедование идей буддизма - в романе «Остров» (1962).

* * *

ХАКСЛИ Олдос - ХА́КСЛИ (Гексли) Олдос (1894-1963), английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли (см. ХАКСЛИ Джулиан Сорелл). Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

* * *

ХА́КСЛИ (Huxley) Олдос Леонард (26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес), английский писатель.

Из семьи естествоиспытателей

Внук выдающегося биолога Т. Г. Хаксли (Гексли) (см. ХАКСЛИ Томас Генри), питомец Итона (см. ИТОН (город)), учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета. В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946-48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи. Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в.

Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18), на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах «Желтый Кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ).

Своим путем

Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе «Карусель», где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям «потерянного поколения». Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа.

Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, «Желтый Кром» и в особенности «Шутовской хоровод» (названный по строке из К. Марло (см. МАРЛО Кристофер) - «шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами») представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался.

Сложный и беспощадный мир Хаксли

В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа. Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века.

Она особенно виртуозно применена в романе «Контрапункт» (1928), содержащем выразительный «коллективный портрет» лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс. Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени.

В обществе, пленником которого осознает себя герой книги - писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу «Бестиарий», преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения. Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью.

Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей - то в комических, то в жестоких формах - фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя «Контрапункта», передать «перемены настроений, резкие переходы... комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности». Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления.

В жанре антиутопии

Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии «О дивный новый мир» (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) («Буря») и Свифта (см. СВИФТ Джонатан) (Академия в Лагадо из «Путешествия Гулливера»). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович), предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла (см. ОРУЭЛЛ Джордж) и других прозаиков 1940-50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку «эры Форда», насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов.

Поздние произведения

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа «Слепой в Газе» (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман «И после многих весен», 1939; утопия «Остров», 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата («Врата восприятия», 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Большой энциклопедический словарь

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос (1894-1963) - английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923) и "Контрапункт" (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни "общества потребления". Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман "Гений и богиня", 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман "Остров", 1962).

Энциклопедия Кольера

ХАКСЛИ Олдос (Huxley, Aldous)

ОЛДОС ХАКСЛИ

ОЛДОС ХАКСЛИ

(1894-1963), английский писатель. Родился 26 июля 1894 в Годалминге (графство Суррей). Внук естествоиспытателя Т.Г.Гексли (Хаксли), внучатый племянник М.Арнолда и брат биолога Дж.Хаксли. Учился в Итон-колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. Из-за слабого зрения почти не участвовал в Первой мировой войне. В 1919 стал членом лондонского клуба "Атенеум", некоторое время был театральным критиком в "Вестминстер газетт" ("West-minster Gazette"); к 1921 оставил журналистику и занялся литературным трудом. В апреле 1937 переехал на постоянное жительство в США и поселился в Калифорнии. Вскоре увлекся мистицизмом, интерес к которому все больше проявлялся в его сочинениях. В своем творчестве Хаксли испробовал самые разные литературные формы, в т.ч. критический очерк (Добросовестные исследования - Proper Studies, 1927), сатиру (О дивный новый мир - Brave New World, 1932), интеллектуальный роман (Контрапункт - Point Counter Point, 1928). Романы Хаксли в преувеличенно мрачных тонах представляют губительные тенденции современной жизни; в сатирических романах О дивный новый мир и И после многих весен... (After Many a Summer Dies the Swan, 1939) эти тенденции выступают в крайне извращенном или оглупленном виде, высмеивается культ машины и тела. Избавлению от него, по Хаксли, послужит эклектический мистицизм, предложенный в романе Слепой в Газе (Eyeless in Gaza, 1936), в биографии иезуита Серое преосвященство (Grey Eminence, 1941), в сатире Время должно остановиться (Time Must Have a Stop, 1944), а также в исследовании мистицизма Вечная философия (The Perennial Philosophy, 1945). К его поздним сочинениям относятся книги Наука, свобода и мир (Science, Liberty and Peace, 1946), Обезьяна и сущность (Ape and Essence, 1948), Темы и вариации (Themes and Variations, 1950), Дьяволы Лудэна (The Devils of Loudun, 1952), Врата восприятия (The Doors of Perception, 1954), Гений и богиня (The Genius and the Goddess, 1955), Завтра, завтра и завтра (Tomorrow and Tomorrow and Tomorrow), Возвращение в прекрасный новый мир (Brave New World Revisited, 1958), Об искусстве и художниках (On Art and Artists, 1960) и Остров (Island, 1962). Умер Хаксли в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963.

ЛИТЕРАТУРА

Хаксли О. Шутовской хоровод. М., 1936 Палиевский П. Гибель сатирика. - В кн.: Современная литература за рубежом. М., 1962 Жантиева Д.Г. Олдос Хаксли. - В кн.: Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. М., 1965 Хаксли О. Желтый Кром; Рассказы. М., 1987 Хаксли О. Контрапункт; Новеллы. Л., 1990 Хаксли О. О дивный новый мир; Обезьяна и сущность. - В кн.: О дивный новый мир. Английская антиутопия. М., 1990 Хаксли О. И после многих весен. М., 1992

Полезные сервисы